С какой целью, к примеру, шесть директоров образовательных учреждений собираются в одном помещении в одно и то же время? На совещание? На педагогическую конференцию? На инструктаж? На курсы повышения квалификации?.. Да нет. На спектакль, в котором они сами же артисты.
О том, что в Скопине создан и замечательно реализуется совместный проект Молодёжного театра «Предел» под руководством заслуженного работника культуры РФ Владимира Деля и Управления образования и молодёжной политики города Скопина, имеющий шуточное название «Союз Театральных Директоров», СТД, я писала уже не раз. Первая моя статья об этом начинании – «Отчаянная авантюра директоров школ» - появилась в 2010 году. Вторая – «Три десятка маленьких принцев» – вышла уже в «Акцентах» РИА «7 новостей» в 2012 году. Надеюсь, что наши «Акценты» будут вести своего рода летопись «Союза Театральных Директоров». О нём можно писать бесконечно, однако, к сожалению, громкий повод для статьи возникает не так уж часто – когда «театральные директоры» ставят новый спектакль или повторяют старый. Но такое бывает редко и, так сказать, бессистемно. В отличие от уже установившейся и освящённой пятью годами сотрудничества традиции – ставить спектакль силами директоров школ ко Всемирному дню театра – 27 марта. Премьеры спектаклей проходят в разные числа конца марта. В этом году, скажем, праздничным днём стала пятница, 28 марта.
За пять лет из «золотого яйца» «вылупились» четыре полноценных спектакля: «Верните плату за обучение!» (Ф. Каринти), «Театральная канитель» (рассказы А.П. Чехова), «Маленький принц» (А. де Сент-Экзюпери). И вот теперь – «Свадьба» по мотивам рассказа М. Зощенко.
В «скопинской» «Свадьбе» были заняты:
Жених Шурик – Михаил Анатольевич Сивцов, директор скопинской школы №5;
Невеста – Надежда Павловна Елисеева, директор школы №4;
Мамаша Невесты – Наталья Петровна Исаева, бывший директор школы №6, теперь заместитель начальника управления образования и молодёжной политики г. Скопина;
Папаша Невесты – Сергей Валентинович Фёдоров, артист театра «Предел» и преподаватель основ безопасности жизнедеятельности в школе №3;
Галя, сестра Жениха – Елена Викторовна Барабаш, директор школы №3;
Гостья-Певица – Елена Александровна Колотилина, директор Дворца детского творчества;
Гостья с фотографией – Татьяна Владимировна Хомякова, директор средней школы им. М. Горького.
И почти весь состав молодых актёров театра «Предел», с упоением изображавших свадебную «тусовку».
Первое, что строго-настрого велел Владимир Дель артистам-директорам – забыть известный фильм и не копировать игру популярных киноактёров. И не только потому, что «повторить» культовое исполнение Леонида Куравлёва, Георгия Вицина, Савелия Крамарова каторжно трудно, но и потому, что режиссёрская метода Владимира Фердинандовича построена на самоопределении. Он и себе не позволяет повторять чьи бы то ни было приёмы, всегда выстраивает собственную режиссуру и драматургию спектакля, и от артистов требует самостоятельности, даже смелости. Режиссёрские импровизации начались со сценария: вместо приятеля жениха Фили действовала сестра Галя. Этот шаг был вызван, казалось бы, простым фактом, что в Скопине всего один директор школы – мужчина, Михаил Сивцов; впрочем, начальник управления образования и молодёжной политики Николай Анатольевич Калинин – тоже, но ему пока ещё «не осмелились» предложить смену амплуа. Хотя на тему «следующий спектакль ставьте с работниками администрации!» шуток в тот вечер прозвучало много. Но смена пола спутника жениха расцветила постановку удивительными красками. Ярче высветилась нерешительная природа Шурика, нуждающегося в твёрдой женской руке, чтобы водила его «на помочах», шагу не умеющего ступить без Гали; понятнее стало, почему он такой тютя, невесту без пальто и шляпки узнать не может. Явственнее предстало и то, кто в нашей стране в действительности «сильный пол». Мужики пьют либо мямлят, женщины командуют, а мужики, ни на что не способные без своих командирш, тем не менее, пытаются при любом удобном случае «сбегать налево» - вот и Папаша прилип к обаятельной Гале, стал угощать её водочкой, танцевал только с ней, к вящему неудовольствию Мамаши, то и дело буквально отдиравшей своего благоверного от новоявленной родственницы. Танцевальные и песенные номера ещё больше оживили спектакль. Это было феерично! – как говорили в бессмертной кинокомедии Гайдая. Директоры легко приняли режиссёрские требования и блестяще справились с ними (хотя у них состоялось всего пять репетиций). Пять лет игры на сцене, хоть и эпизодической, дали им хорошую артистическую подготовку.
В целом комедийная постановка Владимира Деля и Союза театральных директоров дышала той неповторимой зощенковской интонацией, когда, утирая непроизвольные слёзы смеха, вдруг задумываешься – над кем смеётесь? – хотя это и не из Зощенко крылатая фраза. Но «Свадьба» не из тех зощенковских историй, что оставляют горькое послевкусие. Это комедия ради самой комедии, и она вряд ли выйдет из моды, несмотря на смену эпох. Она воодушевила зрителей. В зале, между прочим, сидели официальные лица – глава администрации муниципального образования город Скопин Татьяна Вячеславовна Мастюкова, её заместитель по социальным вопросам Ирина Алексеевна Ланина (тоже бывший директор школы, игравшая в двух первых спектаклях СТД – по Каринти и по Чехову), начальник отдела культуры, спорта и туризма города Скопина Марина Евгеньевна Ретюнская, начальник управления образования и молодёжной политики города Скопина Николай Анатольевич Калинин. Высокие зрители означают повышенную ответственность артистов, но те справились с нею – в прямом смысле - играючи. Татьяна Мастюкова, выйдя на сцену после спектакля с поздравлениями, начала с того, что лихо выпила рюмочку из Папашиного графинчика, сказала, что там «настоящий напиток», и призналась, что «поймала кураж». Конечно, в графинчике была вода, но в атмосфере разудалой свадьбы с приключениями разыгрались и должностные лица. Они отблагодарили артистов и режиссёра букетами и сувенирами, но главное – ликующими аплодисментами, и, кто знает, может быть, действительно недалёк час, когда они появятся на этой сцене уже в новом качестве – в гриме и театральных костюмах.
Меня больше всего интересовало, почему выбор режиссёра пал на эксцентричную комедию. Владимир Дель сказал, что не может объяснить – это было наитие! Наверное, подумал он вслух, хотелось «контраста» с предыдущей постановкой, подготовленной вместе с директорами – «Маленьким принцем». При всём величии идеи гуманизма и поиска нравственного совершенства, заложенной в книге Сент-Экзюпери, любая экранизация и инсценировка не могут освободиться от некоторой дидактичности, назидательности, ибо ими полон сам роман. «Свадьба» же наставительной интонации лишена вовсе, дарит чистое веселье, а выводы умный человек сделает сам, а не то что их ему «разжуют и в рот положат». Наверное, в этом и есть высший пилотаж педагогики – научить «не уча», не выходя за рамки забавной игры! За выбор пьесы для постановки и за то, что он оправдал самые смелые ожидания, сердечная благодарность Владимиру Делю и всем артистам.
Елена Сафронова.
Рязанское Информационное Агенство «7 новостей»
31.03.2014
http://www.7info.ru/index.php?part=news&root=show_news&id_news=149385