Версия для слабовидящих

Сказание о лесах и птице скопе

Жила-была когда-то птица скопа, могучая  и сильная.
Известно, что селилась  та птица по большим старым рекам и охотилась на огромную рыбу, в изобилии обитающую в полноводной реке  Вёрде.

Огромные дубы-деревья окружали тогда наши места. Из их толстых сучьев делала древняя скопа своё большое  гнездо, потому как размах её крыльев выходил за 1,5метра.

Время и люди извели деревья. Не стало силы у реки Вёрдушки. Обвалился песчаный берег губой старческойnbsp; государственной заботы nbsp; государственной заботы nbsp; государственной зstrongstrongаnbsp;боты по обе стороны. А в мелкой воде только мелкой рыбе быть и жить. Нечем стало кормить птенцов красавице - птице. Обиделась птица. Ушла  в дальние края.

Прошло время. Почувствовали люди свою вину. В глине птицу лепить стали.
Город её именем назвали. Саму скопу  на герб вынесли. Речку Вёрду очистить да новой водой наполнить надумали. Может, ещё и вернётся красивая и сильная скопа в наш город.

А Скопин наш и по сию пору удивительным городом остаётся. Первое упоминание о нём, от 1501 года, в письмах Великого князя Московского Ивана Васильевича к Великой княгине Рязанской Аграфене о рязанских сторожах на реке Вёрде в будущих скопинских местах  имеется.
…25 августа 1530 года, в день апостолов Варфоломея и Тита, когда бушевала небывалая гроза, родился на свет будущий первый российский царь Иоанн Васильевич Грозный.

К землям нашим имеет то событие самое близкое отношение, потому, как женившись на Анастасии, дочери небогатой вдовы Захарьиной, породнился царь с  Никитой Романовичем Юрьевым-Захарьиным, братом царицы.

Именно Никита Романович  встал главнокомандующим над всеми пограничными войсками. Под его доглядом в 1551году Михайловскую крепость в Рязанской стороне поставили.

А земли наши в ряжских местах Рязанской трети Грозный в 1540-50годах вотчиной  бояр Романовых сделал.  И  уже в 1594-1597 годах в платёжных книгах Пехлецкого стана по письму и мере Третьяка Григорьевича Вельяминова со товарищи значится:
« Пехлецком же стану вотчинныя земли за боярином за Олександром да за ево братом Василием Никитичем Романовы – городок Скопин на речке Вёрде, и всего городок да село Вослебова да четыре двора, да два починка, да слободка…».

При Борисе Годунове Александр, сын Никиты Романова, брата царицы Анастасии, наместник Каширский, умер в 1606году в ссылке. Другой брат, Василий, в Пелыме ещё раньше, в 1602году скончался. Вот третий брат – Иван Никитич, по прозвищу Каша, выжил и прожил до 1640года.

В том же, 1640году, читаем:
«…всего в Скопине на посаде крестьянских дворов четырнадцать, да два двора пустых, да в том же Скопине-острожке стрельцов и пушкаре девяносто дворов, да деловых людей семь дворов, да церковных сорок четыре двора».

К концу 16 века  со «Степью» сложились у нас вполне определённые отношения. Целая система вытянутых в одну линию  острожков стала на пути кочевников. Посланные царёвым указом служилые казаки привели за собой большое количество переселенцев. Привлекали и пересекавшиеся тут дороги на Москву, Рязань, Астрахань, Азов и другие города.

До конца 17века оставался Скопин одним из городов Большой Засечной черты вместе с Ряжском и Сапожком в составе Ряжско - Рановской засеки, постепенно утрачивая своё военное значение.

Государевых людей, присланных для обороны острога (так назывались в то время опорные пункты Засечной черты) – казаков, пушкарей, стрельцов, кузнецов, воротников (стражей при воротах), селили вокруг острога за валом и рвом отдельными слободами. Слободки ограждались дубовым частоколом – второй линией укреплений.

А крестьяне, и прочий люд, помельче, оседали уже перед дубовыми брёвнами, и укрываться за ними могли  только в случае действительной опасности.

Внутри острога, как правило, селилась знать. Здесь ставил свой дом воевода. Тут находилась церковь, жилища правительственных чиновников, съезжая изба для суда воеводы,  военные склады, провиант на случай осады.

Уже в 1708году приписан был наш город по корабельным делам к Азовской губернии. И наши здешние  мастера тоже помогали Великому Петру строить при Азове  боевые и торговые корабли.

В 1778 году стал городок наш уездным, а в следующем, 1779,  получили мы свой государственный герб. Сам действительный статский советник, герольдмейстер государственной  Герольдмейстерской палаты А.А.Волков принимал участие в составлении герба.

В верхней части нашего гербового щита «…серебряный меч и ножны, положенные  на-крест, над ними зелёная шапка, какова на князе в наместническом гербе». В нижней части эмблема-символ, данному городу соответствующая, вошла туда наша птица скопа летящая. О том и в старых книгах указано: «…Название Скопина…произошло от птицы, водившейся в его окрестностях».

В связи с административными реформами, в  1780году, августа 31, императрица Екатерина Великая распорядилась расположить улицы уездного городка Скопина  на манер Санкт-Петербургских.  Расположение определили строго с севера на юг и с запада на восток.

На тот момент по периметру Скопин был ограждён земляным валом.
С северной и восточной сторон городской вал проходил по улицам Правды (бывшей Дровяной), Бирюзова (Первой Новой), Трудовой (Прудовой), Толстого (Песочной) и Полевой. С юга город ограждала глубоко в овраге протекавшая речка Песоченка, а с запада – Козье болото, подступавшее к подножию городского холма, где впоследствии пролегла улица Подгорная (ныне Максима Горького).

А статус города  Скопинская слобода получила, по одним данным, в 1663 году, по другим несколько раньше – в 1597.

Датой возраста нашего города считался  прежде год1663, потому как именно в это время Скопин упоминается не как острожек или городок, а как полноправный город.

Но есть ещё письменные свидетельства 1594-1597 годов в платёжных книгах Пехлецкого стана по письму и мере Третьяка Григорьевича Вельяминова со товарищи. Потому и празднуем мы с нашим городом  дату его рождения,   начиная с 1597года.