Версия для слабовидящих

В. Сушицкий, 1921 год СКОПИН (Отцу и матери посвящаю)

В глубокой древности наш край был заселен преимущественно финскими племенами. Последние не были совершенно политически объединены, живя маленькими селеньицами, управляясь жрецами- шаманами. Громадные леса покрывали весь край, препятствуя развитию земледелия, но давая возможность заниматься охотой, пчеловодством (бортничеством) и лесным промыслом.С юга в IX в. сюда надвинулись славяне-вятичи, несколько выше стоявшие в культурном отношении, которые явившись сюда, как колонисты, совершили мирное завоевание края, при чем финны слились с ними, следы чего сохранились до сих пор, как в физическом так и в духовном облике населения.

Кстати сказать, в Маклаксвских курганах, Скопинского уезда (Журавлин Луг на берегу Прони) погребены вятичи, при костяках которых найдены столь характерные для них семилопастные привески. (Раскопки   производил  П.  С.  Рыков). При Владимире Св. здесь уже существует город Муром, где князем значится сын великою князя - Глеб. В начале XII века, замечает историк Рязанского княжества, „все пространство от Прони было занято кочевьями половцев", а город Пронск «служил, как видно, метрополией придонских колоний. К концу же века, когда Киевское государство распалось на уезды, и Муромо-Рязанском крае, получившем к тому времени значение одного из наиболее крупных, утвердилась Ольговичи
Теперь попытаемся перейти к истории нашего города (Скопин, М.Б.), но дадим сначала о нем краткие географические сведения. Скопин (под 53"49 с. ш', 39"32 в. д.) расположен на левом берегу реки Верды, притока Рановы, спадающей в Проню. Как город, так и, главным образом, уезд, находящийся в южной части губернии, расположен на крайних склонах Алаунской возвышенности, и  особенно высокими местами являются берега Верды, которая, заметим кстати, на карте Рязанского наместничества XVII в. именуется Ивердой. самой же высшей точкой служит гора, на которой расположен Дмитриевский монастырь, входивший прежде а со¬став Ряжского уезда. Раньше, как видно из постановления правительствующего сената от 1784 года, здесь существовали, ныне исчезнувшие реки Всерда и Валода.