Версия для слабовидящих

ЖИВОЙ ОГОНЬ СКОПИНСКИХ ГОРНОВ (В.Н.Егоров)

Много тайн хранит Скопинская земля. То это клады дорогих вещей, как, например, маленький, «в горстку» глиняный горшочек с тридцатью тремя серебряными рублями времен Петра Великого и Екатерины Великой от 1724 до 1780 годов. То это целый килограмм серебряных копеек времени царствования Бориса Годунова и первых Романовых. Кстати, они владели нашим городом в шестнадцатом столетии. Или это случайно отысканная первая перепись населения нашего города в отказных книгах Ряжского уезда 1640 года. Она открыла нам тайну, кто был первым исторически известным мастером-гончаром в Скопине - Демка Киреев сын Бердников. Эта находка позволила скопинцам отметить в сентябре 2000 года 360-летие древнего скопинского промысла и таким образом заявить миру о глубине корней его.

Теперь приоткрылась еще одна скрытая до сего времени страница гончарной сказки Скопина. На восточном тротуаре улицы Рязанской, там, где она перекрещивается с улицей Ленина, благодаря нескольким молодым и пожилым горожанам, были открыты несколько мест расположения старинных гончарных горнов. Напротив домов Сафоновых, Калининых, Иконниковых и Дворенковых при открытии траншеи для проведения водопровода открылись пять горновых захоронений древнего скопинского промысла. Первыми их обнаружили замечательные скопинские гончары-художники Александр Воеводкин и Татьяна Половинкина, которые живут неподалеку.

 Странным на первый взгляд показалось местоположение старых обжиговых печей: все они находятся в основном под пешеходной частью тротуара, а частично даже под проезжей частью улицы Рязанской. Более того, рабочие тела некоторых горнов «уходят» под жилые дома, а вернее - под их фундаменты. Необычен и внутренний вид печей: все стенки и своды их покрыты стеклянным налетом глазури. В одних печах они зеленоватые, в других - сероватые. Заметно отличаются от ныне принятых и размеры кирпича, из которого сложены горны. Удивительно и многообразие фрагментов чернолощеной керамики, обнаруженных при проведении раскопок одного из горнов. Главным образом это различные части домашней глиняной посуды.

Для ответов на большинство вопросов хорошим помощником стала карта, современница найденных горнов. Ее миниатюра хранилась в фотографических фондах нашего краеведческого музея. Изготовлена эта карта до 31 августа 1780 года, когда появился новый план города Скопина. Рязанской улицы, как таковой не было, тут тянулся овраг, к нему примыкали огороды скопинских крестьян. Кстати, основная часть населения в середине восемнадцатого века составляли именно крестьяне. По царскому манифесту 1781 года значительное количество скопинских новоповерстанных городских и волостных крестьян были переименованы 30 июля по старому стилю 1782 года в скопинское купечество и мещанство. Именно тогда новые мещане пополнили ряды городских торговцев и ремесленников. Многие из них начали заниматься горшечным и гончарным делом, чтобы обеспечить средства для существования своим семьям.

Места для горнов выбирали чаще всего на крутых склонах оврагов с плотным глинистым грунтом. Здесь отрывали просторные углубления до двух - трех метров и выкладывали в них из огнеупорного кирпича гончарные горны. Эти сооружения состояли из нижней, топочной части, для закладки топлива (дров или хвороста), и верхней - собственно обжиговой печи, где размещались глиняные изделия для обжига. В своде между низом и верхом горна оставляли окна для выхода огня и дыма. Раскопанный перед домом Сафоновых на улице Рязанской горн  был построен за несколько десятилетий до того, как на этом месте началась жилая застройка по-екатерининскому плану 1780 года.

На месте раскопок горна, на уровне его основания найдены две деньги, медные монеты, времен царствования императрицы Елизаветы Петровны. Этот факт тоже, по заключению рязанского археолога Буланкина В.М., обследовавшего и описавшего древнее сооружение, говорит о постройке горна в восемнадцатом столетии. Археолог также засвидетельствовал наличие при раскопках большого количества чернолощеной керамики в виде фрагментов глиняной посуды из того же периода.

Возвращаясь к горшечному прошлому, должен сказать, что даже по внешнему виду фрагментов керамики - разнообразному орнаменту и тонкости работы можно судить о высоком мастерстве горшечника, хозяина горна. Это изящно вытянутые горлышки и носики кувшинов, рукомойников, орнаментованные части крышек от корчаг и банок, тонко выведенные края больших блюд и маленьких тарелок. На одном из фрагментов присутствует небольшая фигурная налепка, говорящая о стремлении мастера к художественному оформлению своего изделия. И, конечно, не случайно на ручке крышки от сосуда, изготовленной неизвестным мастером проглядывается вензель в виде буквы «С». Может быть это первое, ныне обнаруженное нами личное клеймо скопинского гончара, то ли Сафонова, то ли Сивцова, а возможно и одного из Оводовых, носивших (по-уличному) фамилию Сироткины.  …Об этом мы говорили со всеми любопытными скопинцами, подходившими к раскопкам, об это я рассказал Вам, уважаемые читатели,  и скажу всем, кто прибудет на наш праздник Скопинского Гончара.
Вячеслав Егоров