По твёрдому убеждению директора Скопинского краеведческого музея Елены Морозовой, Скопинская земля богата на людей творческих, мастеровых, щедрых душой и талантливых безмерно. «Выставки мастеров декоративно-прикладного искусства, проведение тематических мастер-классов и обмен фондовыми экспозициями между музеями области давно стали постоянной составляющей нашей работы. Теперь решено обмениваться также и персональными передвижными выставками мастеров ДПИ».
Не случайно первой ласточкой стала выставка тряпичной куклы «Маринкины потешки» инструктора по туризму города Скопина Марины Бондаревой, так как именно в январе этого года ей было присвоено почётное звание «Народный мастер РФ» (тряпичная кукла и народный костюм).
На сегодня Скопинский музейный комплекс значительно расширил свои выставочные площади. После проведения очередного фестиваля пополнилась коллеция зала "Гончарство России". Теперь рассматривается возможность создания мастерских для мастеров декоративно-прикладного искусства, выставочных залов для авторских работ (керамика) Народных художников РФ (Т.Голованова и Т. Лощинина обещали в дар музею несколько десятков работ), планируется значительное пополнение этнографической коллекции Великорусского понёвного комплекса.
Мастером-кукольником Мариной Бондаревой за 12 лет поисковой работы, проведения многочисленных мастер-классов и обучающих программ накоплен огромный методический и практический материал, который совместно с уникальной авторской коллекцией этнографической тряпичной куклы мог бы стать основой для закрепления её творческой мастерской «Вещи прошлого тысячелетия» на площадях Скопинского музея на постоянной основе.
Куклам, как и человеку, нужен свой дом, хорошие витрины (этнографический лоскут, с которым работает мастер, уже сам по себе музейная ценность). Коллекция растёт и расширяется. Она не только объект для показа, но и обучающее наглядное пособие, поскольку Марина создаёт точные маленькие копии народных костюмов сёл и деревень Скопинского уезда Рязанской губернии.
А пока куклы путешествуют вместе с мастером по разным городам. После выставки их нужно реставрировать, приводить в порядок, готовить для следующего показа. Марина мечтает и о сундуках, в которых её работам будет комфортно перезжать с места на место (куклы не картошка, они очень плохо переносят транспортировку), и о мастерской-музее (хранить работы в разных местах всё сложнее), и о том, чтобы полностью отдать себя делу, которое давно стало для неё единственно возможным стилем жизни.
Удачи тебе, Марина!
Успехов Вам, Мастер!