{/exp:channel:entries}
Версия для слабовидящих
6.07.2015, 12:22

Сцена без границ!

Сцена без границ!
http://rv-ryazan.ru/photo/4913/20512_800.jpgЭкзальтированная старуха на велосипеде появилась в тот день возле театра «Предел» не случайно. Несмотря на отсутствие лишнего билетика, она все-таки проникла в театр и, ухватив виновника торжества, выкатила его на улицу в колясочке. Владимир Дель только этого и ждал. Он снова рождался на глазах у зрителей, причем не младенцем, а сразу зрелым художником в шляпе и галстуке, а вместе с ним рождалось уличное представление – как начало начал театрального искусства вообще и предтеча скопинского театра «Предел» в частности.

Вместе с резвой старушкой Владимир Дель сбацал зажигательный танец под барабанную импровизацию ударника тьмы и света «Влада Вулкана». Так под стенами Дворца культуры Скопина началось юбилейное шоу Деля под названием «Уличный театр купца Епишкина».

– Был такой купец Епишкин, который любил театр, артистов и слыл известным в нашем городе меценатом. Когда он выходил на балкон своего дома, внизу собирались благодарные артисты, и купец от переполнявших его чувств швырял им с балкона блины. И вот в ожидании этих блинов мы вновь и вновь разыгрываем наше необыкновенное шоу, – признался журналистам создатель скопинского театра.

Однажды начавшись, представление обречено идти по кругу без конца. И вновь в нем отражается несовершенство мира, которое подчеркивают яростные сцены из фильмов Тарковского и произведений Пушкина, где артисты взвинчивают себя до предела.

– Нужно постоянно ощущать жизненный космос, – говорит режиссер. – Если падает порог чувствительности, ты остаешься где-то в 70-х годах прошлого века и начинаешь делать сплошную агитбригаду. Нельзя предлагать сегодняшним детям на сцене избушку из фанеры, когда дома они смотрят фантастические мультики, где происходят удивительные превращения с использованием компьютерной графики. В настоящем театре должны быть подлинные эмоции, и не нужно ни в коем случае врать зрителю.

На вопрос, как удалось создать в провинции театр, за плечами которого почти 150 фестивалей в России и за рубежом и который известен лучшим театральным режиссерам страны, Владимир Дель отвечает с подкупающей простотой Маленького принца Экзюпери:

– Нужна любовь. Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце. Твоя роза дорога тебе потому, что ты вложил в нее всю свою душу. Без фанатизма, без серьезной, мучительной работы, поглощающей все твое внимание, ничего не будет. Поэтому всех творческих людей я призываю к самоотверженному служению собственному делу.

– Для меня Дель – это бренд города, это импульс к творчеству, неординарная личность в театральном мире, его никто не может повторить, – говорит начальник отдела культуры и туризма Скопинской администрации Марина Ретюнская.
Какова же она, счастливая доля Владимира Деля? Ответ дает фотовыставка Андрея Павлушина, на которой представлено 48 творческих мгновений известного режиссера. Одной из первых посетительниц выставки стала мама писателя Захара Прилепина, ставшего близким другом театра после ряда успешных совместных проектов.
– Дель – это как ртуть. Он реагирует на малейшее изменение эмоциональной температуры, необыкновенно чуткий, тонко чувствующий человек, – говорит Татьяна Николаевна Прилепина.
За 27 лет существования театра «Предел» через него прошли сотни детей и подростков. Не все из них смогли найти себя в театральных профессиях. С какими чувствами они покидают сцену, что уносят с собой во взрослую жизнь?

Отвечая на этот вопрос, Владимир Фердинандович рассказал историю из своего детства:

– Когда я был маленьким, мне очень хотелось играть в духовом оркестре, и я пошел записываться в шахтерский клуб. В комиссии сидели наши поселковые музыканты. Они попросили меня что-нибудь спеть. Я запел: «Дымилась роща под горою». «Нет, ты нам не стихи читай, а спой», – прервали мое старательное выступление члены комиссии. Я попытался еще спеть, и у меня опять не получилось. Меня не взяли в оркестр. Это было весной, я шел домой в слезах, ноги утопали в снегу, в горле стоял ком. Единственное, что мне всеми силами хочется избежать сейчас, – это чтобы люди, приходящие ко мне в театр, не покидали его с тем же горьким чувством, с каким я уходил тогда из клуба шахтеров. Что у них не получилось, что их не взяли, что они не выдержали экзамен… Поэтому я говорю: приходите все, вы будете артистами. А потом у каждого начинается своя история и своя судьба. Каждый, у кого есть талант, присоединяется ко мне и существует вместе со мной, даже когда покидает театр. Проходят десятилетия, но я чувствую, что с этими людьми меня связывают неразрывные узы. Мы не можем жить друг без друга. И они вновь и вновь приходят к этой сцене, которая стала одним из главных событий в их жизни.

Шестьдесят лет не время подводить итоги, считает режиссер. Да и нет свободной минутки, чтобы этим заняться. Планы переполняют. Готов новый спектакль «Блокадный дневник», который отправится в сентябре на фестиваль в Санкт-Петербург. К тому же в театр пришли юные дарования, и с ними Владимир Дель готов свернуть горы.

– У меня сейчас такой ритм жизни, что я не успеваю шнурки на ботинках завязывать. Есть пульс, есть ритм, нельзя останавливаться. Вот когда придет покой, я сяду под столетней грушей в своем саду, буду слушать
соловья и размышлять о тех внутренних переменах, которые подарил мой возраст.

«РЯЗАНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» 04.07.2015 Дмитрий Соколов

Фото:

Сцена без границ!
Сцена без границ!
Сцена без границ!
Сцена без границ!
Сцена без границ!
Сцена без границ!